История музыкальных стилей




Общепринятая классификация стилей в музыке:
Раннее Средневековье
500-1000 гг.
Единый стилевой период
Средневековья
Романский период
1000-1150 гг.
Ars Antiqua
1150-1300 гг.
Ars Nova
1300-1400 гг.
Ранний Ренессанс
1400-1500 гг.
Ренессанс
Высокий Ренессанс
1500-1600 гг.
Барокко
1600-1750 гг.
Барокко
Рококо
1720 - 1775 гг.
Рококо
Классицизм
1750-1827 гг.
Классицизм
Романтизм
1800-1900 гг.
Романтизм
Импрессионизм
1880-1920 гг.
Переходные стили между музыкой 19 и 20 веков
Конструктивизм
1900-1920 гг.
Экспрессионизм
1900-1920 гг.

ПЛАН - ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ
 Любой музыкальный стиль характеризуется следующими признаками:
- Хронология
- Господствующий склад
- Страны, в которых ярче всего проявился стиль
- Соотношение светской и религиозной музыки
- Баланс (соотношение) вокальной и инструментальной музыки
- Самые известные композиторы
- Наиболее важные жанры
- Новые жанры (появились в данную эпоху)


Музыка Средневековья.
Рассказ о музыке эпохи Средневековья слушаем ЗДЕСЬ 

- 500-1400гг.
- Монодический склад (Монодия до 1150г, далее полифония-до последней четверти 16 века 1575.)
- Основные страны, в которых сохранились письменные источники ранней средневековой музыки - Англия, Франция, Италия.
- Господство вокальной религиозной музыки. Она преимущественно анонимна,  а нотация невменная.
- Основные монументальные жанры - мессы и пассионы (страсти)
- Иные жанры - гимн, антифон, троп, секвенция.

Григорианский хорал - общее название для одноголосных песнопений на латинском языке, звучавших в католической литургии, исполнялись строго монодически (одноголосно), мужским или детским хором (женский только в монастырях), без инструментального сопровождения.
(606 год-дата кодификации папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианский антифонарий»)

Это музыка религиозных эмоций, религиозной картины мира.
Григорианские хоралы делились на две группы и определили специфику жанров мессы и пассионов:
1 группа - связана с формированием мессы - распевность, вокальность, большой мелодический диапазон, длинные фразы широкого дыхания.
2 группа- тематическая основа пассионов - речитативный псалмодический характер.

Месса - Католическое богослужение,
бывают обиходными (каждый день) Missa ordinarium
заупокойными - реквием, торжественными (в праздники)
В основе мессы 6 частей:
- Господи помилуй Kyrie Eleison
- Слава в вышних Gloria
- Верую Credo
- Свят Sanctus
- Благосновен будь Benedictus
- Агнец Божий Agnus Dei

Пассионы - повествования о страстях Господних, произнесение Евангельских текстов нараспев, исполнялись в соборах раз в году на Пасху.
Они были любимы всеми слоями общества. В них развивался элемент театральности для облегчения восприятия сюжета.

Литургическая Драма - жанр более народный и светский, также театральный.
Исполнялись в любое время, но были в основном приурочены к церковным праздникам.
Сюжеты использовались библейские, диалоги в стихотворной форме, с участием инструментального ансамбля, исполнители одевались в соответствующие костюмы.

Первые образцы церковной полифонической музыки - жанр органум.
Техника Cantus Firmus-пение на основную (Григорианский хорал) мелодию, она в нижним голосе, верхний голос орнаментален, мелизматический.

Центром светской музыки Средневековья была Франция (С 9 по 13 век) -
рыцари - музыканты - трубадуры, труверы;
и позже (12-14 век) - Германия: миннезингеры.
Бродячие музыканты назывались в Германии ШПИЛЬМАНАМИ,
во Франции ГИСТРИОНАМИ,
бродячие студенты европейских университетов-ВАГАНТАМИ.
Когда кого-то из них принимали на придворную службу, то они становились МЕНЕСТРЕЛЯМИ.
Мелодии танцевальные, жизненные сюжеты, сопровождалось пение игрой на виоле, лютне, готической арфе, ребекке (арабский или византийский струнный инструмент) или небольшим ансамблем с духовыми (продольная флейта, крумхорны) и ударными (тамбурины, тимпаны, бубны)

Музыкальное искусство Средних веков - синтез многих традиций:
- фольклор древнегерманских племен (энергия, жизненная сила),
- лиризм и утонченность Арабского Востока.
В Григорианском хорале были отобраны наиболее выразительные мотивы характерные для стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Были определены канонические разделы службы в католической церкви (по сей день).
Основное свойство музыки - суггестивность, оказывала мощное воздействие на верующих.
На контрасте полуязыческой светской и христианской церковной музыки строилось многообразие музыкальных переживаний того времени.
Оно было полным противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового действа, позволяющая на время забыть нужды тела и опасности, подстерегавшие за порогом соборов и монастырей.



Слушаем:


Музыка эпохи Возрождения.
Рассказ о музыке эпохи Возрождения слушаем ЗДЕСЬ 

Этот стиль не синхронно развивался во многих странах Европы.
14 век Арс-Нова - Италия, Франция
15 век - Франция
16 век - Англия, Германия, Италия, Испания.
Происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки, исчезает анонимность (композиторы гордятся способностью к сочинению музыки), появляется творческая элита, которой покровительствуют монархи Европы.
До середины 16 века, господство полифонии: контрапунктической (голоса контрастны ритмически и мелодически), затем имитационной.
Полифоническая техника достигла удивительной виртуозности, но была не похожа на барочную полифонию свободного стиля (Бах).
В полифонии строгого стиля главным считался ритмический рисунок, игра длительностей, а не мелодическая линия.
Ведущие монументальные жанры - Месса, пассионы, но уже полифонические
(Техника григорианского кантус фирмуса). Орган и духовые могли дублировать голоса. Монументальность, красочность, праздничность музыки.
Композиторы:
Гийом Дюфаи (бургунский) Якоб Обрехт (бургунский)
Джованни Палестрина (ит.) Франческо Ландино (ит.)
Джезуальдо ди Веноза (ит.) Клаудио Мотеверди (ит.)
Уильям Бёрд (англ) Джованни Габриели (Венеция)
Джулио Каччини (Ит.)

Светские жанры: мотет (и церковный и светский),
мадригал - лирическое, шутливое содержание

Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментальной музыки: Формируется гомофонный склад, распространяются клавишные, духовые, струнные инструменты. Формируется КОНЦЕРТ - возможность послушать музыку, уплатив деньги.

В музыкальном Ренессансе собственно «возрождение» Античности не играет особой роли, оно отразилось лишь в теоретических дискуссиях.
Но античные сюжеты привлекали композиторов.
В рамках придворного искусства зарождалась опера (Родина оперы - Италия) - 
в спектаклях на первом плане были театрально-постановочные моменты, чудеса на сцене.

В музыке этого периода появляется тональная централизация, отмечается наличие мажора-минора, метрической пульсации, запоминающейся выразительной мелодии.
Религиозная музыка, преемственность и связь со Средневековой,
Ренессансные тенденции ярко проявились в светской, инструментальной музыке.
Слушаем:
 Палестрина. Месса Папы Марчелло. Agnus Dei
К.Джезуальдо. Мадригал "Томлюсь без конца"
Зарождение оперы.


Музыка БАРОККО.
 Рассказ о музыке эпохи БАРОККО слушаем ЗДЕСЬ 



А. Валайэр-Костер.
«Натютморт с музыкальными инструментами», 1770

Инструментальные жанры эпохи барокко.


Фуга. Рингтон Nokia
Бах И.С. - Токката и фуга РЕ-минор

Томазо Альбинони. Адажио соль минор для струнных инструментов и органа.
Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна.
Вокальные жанры эпохи барокко.
 
Лара Фабиан исполняет Адажио Томазо Альбинони






Музыка эпохи классицизма
Рассказ о музыке эпохи КЛАССИЦИЗМА слушаем ЗДЕСЬ 





Музыка в эпоху романтизма.
Рассказ о музыке эпохи РОМАНТИЗМА слушаем ЗДЕСЬ 

Эффект романтиков. Беседа Михаила Казиника.
Смотрим ЗДЕСЬ







Общее·количество·просмотров·страницы