Общепринятая классификация стилей в музыке:
Раннее Средневековье | 500-1000 гг. | Единый стилевой период Средневековья |
Романский период | 1000-1150 гг. | |
Ars Antiqua | 1150-1300 гг. | |
Ars Nova | 1300-1400 гг. | |
Ранний Ренессанс | 1400-1500 гг. | Ренессанс |
Высокий Ренессанс | 1500-1600 гг. | |
Барокко | 1600-1750 гг. | Барокко |
Рококо | 1720 - 1775 гг. | Рококо |
Классицизм | 1750-1827 гг. | Классицизм |
Романтизм | 1800-1900 гг. | Романтизм |
Импрессионизм | 1880-1920 гг. | Переходные стили между музыкой 19 и 20 веков |
Конструктивизм | 1900-1920 гг. | |
Экспрессионизм | 1900-1920 гг. |
ПЛАН - ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ
Любой музыкальный стиль характеризуется следующими признаками:
- Хронология
- Господствующий склад
- Страны, в которых ярче всего проявился стиль
- Соотношение светской и религиозной музыки
- Баланс (соотношение) вокальной и инструментальной музыки
- Самые известные композиторы
- Наиболее важные жанры
- Новые жанры (появились в данную эпоху)
Музыка Средневековья.
Рассказ о музыке эпохи Средневековья слушаем ЗДЕСЬ
- 500-1400гг.
- Монодический склад (Монодия до 1150г, далее полифония-до последней четверти 16 века 1575.)
- Основные страны, в которых сохранились письменные источники ранней средневековой музыки - Англия, Франция, Италия.
- Господство вокальной религиозной музыки. Она преимущественно анонимна, а нотация невменная.
- Основные монументальные жанры - мессы и пассионы (страсти)
- Иные жанры - гимн, антифон, троп, секвенция.
Григорианский хорал - общее название для одноголосных песнопений на латинском языке, звучавших в католической литургии, исполнялись строго монодически (одноголосно), мужским или детским хором (женский только в монастырях), без инструментального сопровождения.
(606 год-дата кодификации папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианский антифонарий»)
Это музыка религиозных эмоций, религиозной картины мира.
Григорианские хоралы делились на две группы и определили специфику жанров мессы и пассионов:
1 группа - связана с формированием мессы - распевность, вокальность, большой мелодический диапазон, длинные фразы широкого дыхания.
2 группа- тематическая основа пассионов - речитативный псалмодический характер.
Месса - Католическое богослужение,
бывают обиходными (каждый день) Missa ordinarium
заупокойными - реквием, торжественными (в праздники)
В основе мессы 6 частей:
- Господи помилуй Kyrie Eleison
- Слава в вышних Gloria
- Верую Credo
- Свят Sanctus
- Благосновен будь Benedictus
- Агнец Божий Agnus Dei
Пассионы - повествования о страстях Господних, произнесение Евангельских текстов нараспев, исполнялись в соборах раз в году на Пасху.
Они были любимы всеми слоями общества. В них развивался элемент театральности для облегчения восприятия сюжета.
Литургическая Драма - жанр более народный и светский, также театральный.
Исполнялись в любое время, но были в основном приурочены к церковным праздникам.
Исполнялись в любое время, но были в основном приурочены к церковным праздникам.
Сюжеты использовались библейские, диалоги в стихотворной форме, с участием инструментального ансамбля, исполнители одевались в соответствующие костюмы.
Первые образцы церковной полифонической музыки - жанр органум.
Техника Cantus Firmus-пение на основную (Григорианский хорал) мелодию, она в нижним голосе, верхний голос орнаментален, мелизматический.
Техника Cantus Firmus-пение на основную (Григорианский хорал) мелодию, она в нижним голосе, верхний голос орнаментален, мелизматический.
Центром светской музыки Средневековья была Франция (С 9 по 13 век) -
рыцари - музыканты - трубадуры, труверы;
и позже (12-14 век) - Германия: миннезингеры.
Бродячие музыканты назывались в Германии ШПИЛЬМАНАМИ,
во Франции ГИСТРИОНАМИ,
бродячие студенты европейских университетов-ВАГАНТАМИ.
Когда кого-то из них принимали на придворную службу, то они становились МЕНЕСТРЕЛЯМИ.
Мелодии танцевальные, жизненные сюжеты, сопровождалось пение игрой на виоле, лютне, готической арфе, ребекке (арабский или византийский струнный инструмент) или небольшим ансамблем с духовыми (продольная флейта, крумхорны) и ударными (тамбурины, тимпаны, бубны)
Музыкальное искусство Средних веков - синтез многих традиций:
- фольклор древнегерманских племен (энергия, жизненная сила),
- лиризм и утонченность Арабского Востока.
В Григорианском хорале были отобраны наиболее выразительные мотивы характерные для стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Были определены канонические разделы службы в католической церкви (по сей день).
Основное свойство музыки - суггестивность, оказывала мощное воздействие на верующих.
На контрасте полуязыческой светской и христианской церковной музыки строилось многообразие музыкальных переживаний того времени.
Оно было полным противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового действа, позволяющая на время забыть нужды тела и опасности, подстерегавшие за порогом соборов и монастырей.
Слушаем:
Григорианский хорал Pater Noster (Отче наш)
АНСАМБЛЬ "СЕКВЕНЦИЯ" (Sequentia ансамбль) - ЛЮБОВНЫЕ ПЕСНИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1150 - 1450 гг.
АНСАМБЛЬ "СЕКВЕНЦИЯ" (Sequentia ансамбль) - ЛЮБОВНЫЕ ПЕСНИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1150 - 1450 гг.
Этот стиль не синхронно развивался во многих странах Европы.
14 век Арс-Нова - Италия, Франция
15 век - Франция
16 век - Англия, Германия, Италия, Испания.
Происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки, исчезает анонимность (композиторы гордятся способностью к сочинению музыки), появляется творческая элита, которой покровительствуют монархи Европы.
До середины 16 века, господство полифонии: контрапунктической (голоса контрастны ритмически и мелодически), затем имитационной.
Полифоническая техника достигла удивительной виртуозности, но была не похожа на барочную полифонию свободного стиля (Бах).
В полифонии строгого стиля главным считался ритмический рисунок, игра длительностей, а не мелодическая линия.
Ведущие монументальные жанры - Месса, пассионы, но уже полифонические
(Техника григорианского кантус фирмуса). Орган и духовые могли дублировать голоса. Монументальность, красочность, праздничность музыки.
Композиторы:
Гийом Дюфаи (бургунский) Якоб Обрехт (бургунский)
Джованни Палестрина (ит.) Франческо Ландино (ит.)
Джезуальдо ди Веноза (ит.) Клаудио Мотеверди (ит.)
Уильям Бёрд (англ) Джованни Габриели (Венеция)
Джулио Каччини (Ит.)
Светские жанры: мотет (и церковный и светский),
мадригал - лирическое, шутливое содержание
Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментальной музыки: Формируется гомофонный склад, распространяются клавишные, духовые, струнные инструменты. Формируется КОНЦЕРТ - возможность послушать музыку, уплатив деньги.
В музыкальном Ренессансе собственно «возрождение» Античности не играет особой роли, оно отразилось лишь в теоретических дискуссиях.
Но античные сюжеты привлекали композиторов.
В рамках придворного искусства зарождалась опера (Родина оперы - Италия) -
в спектаклях на первом плане были театрально-постановочные моменты, чудеса на сцене.
в спектаклях на первом плане были театрально-постановочные моменты, чудеса на сцене.
В музыке этого периода появляется тональная централизация, отмечается наличие мажора-минора, метрической пульсации, запоминающейся выразительной мелодии.
Религиозная музыка, преемственность и связь со Средневековой,
Ренессансные тенденции ярко проявились в светской, инструментальной музыке.
Слушаем:
Палестрина. Месса Папы Марчелло. Agnus Dei
К.Джезуальдо. Мадригал "Томлюсь без конца"
Слушаем:
Палестрина. Месса Папы Марчелло. Agnus Dei
К.Джезуальдо. Мадригал "Томлюсь без конца"
Зарождение оперы.
Музыка БАРОККО.
Рассказ о музыке эпохи БАРОККО слушаем ЗДЕСЬ
Музыка БАРОККО.
Рассказ о музыке эпохи БАРОККО слушаем ЗДЕСЬ
А. Валайэр-Костер.
«Натютморт с музыкальными инструментами», 1770
«Натютморт с музыкальными инструментами», 1770
Инструментальные жанры эпохи барокко.
Фуга. Рингтон Nokia
Бах И.С. - Токката и фуга РЕ-минорТомазо Альбинони. Адажио соль минор для струнных инструментов и органа.
Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна.
Вокальные жанры эпохи барокко.
Вокальные жанры эпохи барокко.
Лара Фабиан исполняет Адажио Томазо Альбинони
Загрузка...
Загрузка...
Эффект романтиков. Беседа Михаила Казиника.
Смотрим ЗДЕСЬ
Смотрим ЗДЕСЬ
Загрузка...