Оркестры. Виды и типы оркестров.
Оркестр – это слово произошло от греческого «орхестра»- площадка, на которой выступали хор и актеры древнегреческого театра, позднее так называли место между сценой и зрителями, где располагались музыканты.
Теперь же оркестр - многочисленный коллектив, состоящий из музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.
Возникли первые оркестры в нач.17 века. Первоначально оркестр, представлял собой небольшую группу музыкантов, играющих на однородных инструментах ( почти исключительно струнных – камерный оркестр).
Разделение составов в зависимости от предназначения произошел в 1 половине 18 века.
В творчестве Венских Классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена - определился тот состав, который существует и сейчас.
Современные разновидности оркестра:
Симфонический – 4 группы инструментов:
Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель контрабас,
Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот
Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба
Ударные: литавры, барабаны, тарелки, треугольники
Камерный (или струнный)- только струнные смычковые
Духовой - духовые и ударные.
Народных инструментов – коллектив исполнителей на национальных музыкальных инструментах
Джазовый – духовые (медные деревянные), ударные, фортепиано
Эстрадный - струнные смычковые (контрабас - без смычка-пиццикато), арфа, духовые (медные, деревянные), ударные (основа оркестра), фортепиано.
Симфонический оркестр - это самый большой, полный и наиболее выразительно звучащий оркестр. Классический (образцовый) состав оркестра установил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732-1809). Позже этот состав, конечно, менялся и усложнялся.
Cимфонический оркестр :
Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель контрабас - они составляют 2/3 оркестра по численности - основная группа.
Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот
Медные духовые: труба(2-3), валторна(4), тромбон(3), туба(1)
( мощь, блеск, яркие, сочные краски)
Ударные: - основная задача - ритмическая, но многие композиторы используют для создания звуковых эффектов (число инструментов меняется по воле композитора)
- 1 тип – имеют определенную высоту звука - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.
- 2 тип – не имеют точной звуковой высотности - барабаны, тарелки, треугольники, бубны, кастаньеты …
Дополнительные инструменты (специально приглашаемые) - арфа, фортепиано, челеста, саксофон, орган и др.
Для симфонического оркестра создано множество произведений: симфонии, сюиты, увертюры, поэмы и др. Симфонический оркестр- непременный участник музыкальных спектаклей – опер, балетов, оперетт, а так же ораторий, кантат и т.п.
Руководит оркестром дирижер.
Дирижер- от французского “управлять”, “направлять”- музыкант, руководящий коллективным разучиванием и исполнением (ансамблевой, оркестровой, хоровой) музыки.
- Оркестр – это “музыкальный инструмент” дирижера. Настоящий дирижер – это не только руководитель, он- ум, душа и сердце оркестра, ему принадлежит художественная трактовка исполняемого произведения.
- Дирижирование принято считать самым молодым типом исполнительского творчества.
- Прообразом дирижерской палочки- БАТТУТЫ- были увесистые дубины, которыми отбивали такт ударами об пол.
- Руководителями оркестров были обычно клависинисты, органисты или скрипачи , которые пытались управлять свободной рукой или смычком.
- В конце 18 века появилась настоящая БАТТУТА- дирижерская палочка в руках, но руководитель ( избавившийся от инструмента) стоял спиной к оркестру, лицом к публике. И только в середине 19 века впервые в истории музыканты увидели лицо, мимику, глаза дирижера.
- В основе исполнительского плана дирижера лежит тщательное изучение и воспроизведение партитуры.
- Искусство дирижирования основано на системе движений рук (+ лицо, взгляд,мимика)
- Важнейший момент в дирижировании- предварительный взмах (нем. Ауфтакт)
своего рода взятие дыхания, вызывающее как ответную реакцию звучание хора или оркестра.
- Взмахи правой руки- показ метроритмической структуры( тактирование)
- Взмахи левой руки- динамика, выразительность, фразировка.
Но чаще встречается свободное взаимопроникновение рук.
Первые великие дирижеры 19 века: Берлиоз, Вагнер, Иоганн Штраус(сын)
М.Балакирев, А.иН. Рубинштейны, Э.Направник.
Великие дирижеры 20 века: С.Рахманинов, Е.Мравинский, Г.Рождественский, Ю.Темирканов, Валерий Абессалович Гергиев (Мариинский театр)
Бенджамин Бриттен "Путеводитель по оркестру для молодежи"
Оркестр Е.Светланова, текст читает Н.Сац
Симфония. Сонатно- симфонический цикл.
- “Симфония”- с древнегреческого согласие, созвучие.
Длительный путь развития прошел жанр симфонии в тв-ве Гайдна и лишь зрелые симфонии получили наиболее совершенную, классическую форму.
-В жанре симфонии:
- музыка обрела автономность, самостоятельность (не нуждалась в слове,театре, религиозной символике) для воплощения концепций о мире и человеке.
“Музыка научилась говорить без слов” Ж.Ж.Руссо
- Симфония- жанр светский, воплощает стремление к всеохватности, универсальности, всеобщности. Создавалась в Вене, в лоне австро- немецкой культуры. Вена- центр, музыкальная столица Европы, объединяла многонациональные влияния (наднациональное, всеобщее значение)
- Диалектический метод ( интеллектуальная, рациональная основа) развития назвали симфонизмом.
Часть 1 | Сонатная форма | Экспозиция | Allegro Главная партия (Г.П), связующая партия (С.П.), побочная партия (П.П.), Заключительная партия (З.П.) |
Разработка | Развитие различных тем экспозиции | ||
Реприза | Главная партия (Г.П), связующая партия (С.П.), побочная партия (П.П.), Заключительная партия (З.П.) | ||
Часть 2 | Andante (Adagio) Трехчастная форма ( А- В- А ) | ||
Часть 3 | Menuetto (Scherzo) Трехчастная форма ( А- В- А ) | ||
Часть 4 | Allegro Сонатная форма. |
- СИМФОНИЗМ- непрерывное, интенсивное, напряженное развитие в музыке (процессуальность), основанное на качественном преобразовании исходных музыкальных образов (Главная партия, Побочная партия), которым свойствен высокий уровень обобщения и глубины содержания.
(Процессуальность музыкальной драматургии: диалектический процесс контраста. Завоевание нового качества в результате развития)
- В жанре симфонии был освоен новый принцип тематического развития- РАЗРАБОТКА (тематическая работа)- основана на дроблении темы, вычленении отдельных мотивов, интенсивного тонального развития ( в отличии от БАРОККО- вариационность, имитационность, полифоничность)
В 18 веке подлинным открытием композиторов Венских классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена - стало создание сонатно- симфонического цикла.
Именно он отразил в светской музыке жизненную реальность во всех ее проявлениях.