Материалы к урокам музыки

Оркестры. Виды и типы оркестров.
Оркестр – это слово произошло от греческого «орхестра»- площадка, на которой выступали хор и актеры древнегреческого театра, позднее так называли место между сценой и зрителями, где располагались музыканты.

Теперь же оркестр - многочисленный коллектив, состоящий из музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.

Возникли первые оркестры в нач.17 века. Первоначально оркестр, представлял собой небольшую группу музыкантов, играющих на однородных инструментах ( почти исключительно струнных – камерный оркестр).

Разделение составов в зависимости от предназначения произошел в 1 половине 18 века.
В творчестве Венских Классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена - определился тот состав, который существует и сейчас.

Современные разновидности оркестра:

Симфонический – 4 группы инструментов:
Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель контрабас,
Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот
Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба
Ударные: литавры, барабаны, тарелки, треугольники

Камерный (или струнный)- только струнные смычковые

Духовой - духовые и ударные.

Народных инструментов – коллектив исполнителей на национальных музыкальных инструментах

Джазовый – духовые (медные деревянные), ударные, фортепиано

Эстрадный - струнные смычковые (контрабас - без смычка-пиццикато), арфа, духовые (медные, деревянные), ударные (основа оркестра), фортепиано.
 
Симфонический оркестр - это самый большой, полный и наиболее выразительно звучащий оркестр. Классический (образцовый) состав оркестра установил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732-1809). Позже этот состав, конечно, менялся и усложнялся.
Cимфонический оркестр :
Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель контрабас - они составляют 2/3 оркестра по численности - основная группа.

Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот

Медные духовые: труба(2-3), валторна(4), тромбон(3), туба(1)

( мощь, блеск, яркие, сочные краски)

Ударные: - основная задача - ритмическая, но многие композиторы используют для создания звуковых эффектов (число инструментов меняется по воле композитора)

- 1 тип – имеют определенную высоту звука - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.
- 2 тип – не имеют точной звуковой высотности - барабаны, тарелки, треугольники, бубны, кастаньеты …

Дополнительные инструменты (специально приглашаемые) - арфа, фортепиано, челеста, саксофон, орган и др.

Для симфонического оркестра создано множество произведений: симфонии, сюиты, увертюры, поэмы и др. Симфонический оркестр- непременный участник музыкальных спектаклей – опер, балетов, оперетт, а так же ораторий, кантат и т.п.
 
Руководит оркестром дирижер.
Дирижер- от французского “управлять”, “направлять”- музыкант, руководящий коллективным разучиванием и исполнением (ансамблевой, оркестровой, хоровой) музыки.
- Оркестр – это “музыкальный инструмент” дирижера. Настоящий дирижер – это не только руководитель, он- ум, душа и сердце оркестра, ему принадлежит художественная трактовка исполняемого произведения.
- Дирижирование принято считать самым молодым типом исполнительского творчества.
- Прообразом дирижерской палочки- БАТТУТЫ- были увесистые дубины, которыми отбивали такт ударами об пол.
- Руководителями оркестров были обычно клависинисты, органисты или скрипачи , которые пытались управлять свободной рукой или смычком.

- В конце 18 века появилась настоящая БАТТУТА- дирижерская палочка в руках, но руководитель ( избавившийся от инструмента) стоял спиной к оркестру, лицом к публике. И только в середине 19 века впервые в истории музыканты увидели лицо, мимику, глаза дирижера.

- В основе исполнительского плана дирижера лежит тщательное изучение и воспроизведение партитуры.
- Искусство дирижирования основано на системе движений рук (+ лицо, взгляд,мимика)
- Важнейший момент в дирижировании- предварительный взмах (нем. Ауфтакт)
своего рода взятие дыхания, вызывающее как ответную реакцию звучание хора или оркестра.
- Взмахи правой руки- показ метроритмической структуры( тактирование)
- Взмахи левой руки- динамика, выразительность, фразировка.
Но чаще встречается свободное взаимопроникновение рук.

Первые великие дирижеры 19 века: Берлиоз, Вагнер, Иоганн Штраус(сын)
М.Балакирев, А.иН. Рубинштейны, Э.Направник.

Великие дирижеры 20 века: С.Рахманинов, Е.Мравинский, Г.Рождественский, Ю.Темирканов, Валерий Абессалович Гергиев (Мариинский театр)


Бенджамин Бриттен "Путеводитель по оркестру для молодежи"
Оркестр Е.Светланова, текст читает Н.Сац
Слушаем ЗДЕСЬ

Симфония. Сонатно- симфонический цикл.
- “Симфония”- с древнегреческого согласие, созвучие.
Длительный путь развития прошел жанр симфонии в тв-ве Гайдна и лишь зрелые симфонии получили наиболее совершенную, классическую форму.
-В жанре симфонии:
- музыка обрела автономность, самостоятельность (не нуждалась в слове,театре, религиозной символике) для воплощения концепций о мире и человеке.
“Музыка научилась говорить без слов” Ж.Ж.Руссо
- Симфония- жанр светский, воплощает стремление к всеохватности, универсальности, всеобщности. Создавалась в Вене, в лоне австро- немецкой культуры. Вена- центр, музыкальная столица Европы, объединяла многонациональные влияния (наднациональное, всеобщее значение)
- Диалектический метод ( интеллектуальная, рациональная основа) развития назвали симфонизмом.
                 Часть 1
       Сонатная форма
Экспозиция

Allegro
Главная партия (Г.П), связующая партия (С.П.), побочная партия (П.П.),
Заключительная партия (З.П.)
Разработка


Развитие различных тем экспозиции
Реприза

Главная партия (Г.П), связующая партия (С.П.), побочная партия (П.П.),
Заключительная партия (З.П.)
Часть 2

Andante (Adagio)
Трехчастная форма ( А- В- А )

Часть 3

Menuetto (Scherzo)
Трехчастная форма ( А- В- А )

Часть 4

Allegro
Сонатная форма.

- СИМФОНИЗМ- непрерывное, интенсивное, напряженное развитие в музыке (процессуальность), основанное на качественном преобразовании исходных музыкальных образов (Главная партия, Побочная партия), которым свойствен высокий уровень обобщения и глубины содержания.
(Процессуальность музыкальной драматургии: диалектический процесс контраста. Завоевание нового качества в результате развития)
- В жанре симфонии был освоен новый принцип тематического развития- РАЗРАБОТКА (тематическая работа)- основана на дроблении темы, вычленении отдельных мотивов, интенсивного тонального развития ( в отличии от БАРОККО- вариационность, имитационность, полифоничность)

В 18 веке подлинным открытием композиторов Венских классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена - стало создание сонатно- симфонического цикла.
Именно он отразил в светской музыке жизненную реальность во всех ее проявлениях.

Общее·количество·просмотров·страницы