В музыкальном театре


Опера.
Опера – (лат. – сочинение) - вид музыкально- театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.
Возникла в Италии на рубеже 16- 17 века, первоначально называлась “драма на музыке”, термин “ОПЕРА” появился   в сер. 17 века.
Современные оперы представляют собой сложный синтез искусств; в них органически соединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли (дуэты, трио, квартеты…), симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства( декорации, костюмы), часто в оперу вводятся балетные сцены.
В основе оперы лежит специально написанный литературный текст – ЛИБРЕТТО (ит. – книжечка).
            Пение вместо разговорной речи- главная особенность оперы. Пропетое слово обладает гораздо большей силой эмоционального воздействия на человека, чем слово произнесенное.
            Оркестр не только аккомпанирует певцам, но и “предупреждает” слушателей о каких- либо событиях,  “предвосхищает” , “комментирует” их .
( Пример: “Снегурочка” Римского- Корсакова – песня Леля, где в оркестровом вступлении кларнет подражает пастушьему рожку и слушатель понимает, кто появится на сцене)
            Ария, речитатив и песня в опере.
Ария- главное средство характеристики героя в опере, полно и глубоко передает чувства и настроение героя, рисует его музыкальный “портрет”, состоит из контрастных частей( часто 3-х частная форма АВА), т.к. показывает героя с разных сторон.
Часто вступлением и заключением к арии является РЕЧИТАТИВ – “речевая мелодика” – вокальная мелодия полунапевного, полуразговорного характера, передает интонации речи героя ( Глинка -Речитиатив и ария Сусанина из оперы “Жизнь за царя”)
В оперном спектакле может присутствовать и ПЕСНЯ – обычно близка к народным, иногда и подлинно народная. Строение песни более простое, чем арии – это куплетная форма (Песня Леля из оперы “Снегурочка” Римского- Корсакова)
             УВЕРТЮРА – (фр. открыкрывать) – оркестровое вступление перед театральным представлением, вводит в круг идей и настроений предстоящего спектакля. Назначение увертюры – подготовить слушателя к восприятию музыки оперы, остановить внимание на главных идеях. Т.О. оркестр – “предсказатель” дальнейших событий оперы, именно в увертюре слушатели знакомятся с музыкальными характеристиками героев- ЛЕЙТМОТИВАМИ,
которые будут звучать в опере
(  Пример: Глинка увертюра к опере “Руслан и Людмила” 1 лейтмотив – народного ликования, 1 лейтмотив – Любви Руслана, 3 лейтмотив – Черномора)
            Явлением мирового значения стала русская опера , первым классиком которой признается М.И.Глинка (1804-1857).
Глинка создатель двух типов оперы:
         1) народная музыкальная драма (“Жизнь за царя”)
         2) сказочно- эпическая опера ( “Руслан и Людмила”)
Идеи Глинки продолжили во 2- ой половине 19 века композиторы “Могучей кучки” (содружества под руководством М.А.Балакирева):
Н.А.Римский- Корсаков – создал 15 опер: “Садко” опера- былина, “Снегурочка”
“ Сказка о царе Салтане”, “Кащей бессмертный”, “Майская ночь”…
М.П.Мусоргский – оперы “Борис Годунов”, “Хованщина”
А.П.Бородин – опера “Князь Игорь”(по летописи “Слово о полку Игореве”)
В 20 веке оперы Д.Д.Шостаковича.и С.С.Прокофьева получили мировое признание.

Опера.

Лекции о музыке. Опера.
Слушаем ЗДЕСЬ


Михаил Иванович Глинка.
Опера "Жизнь за царя"
"Иван Сусанин"

Каватина и рондо Антониды
Ариозо Вани
Ария Сусанина
Хор "Славься"


Александр Порфирьевич Бородин.

Ария Игоря
Сцена Игоря и Кончака
Половецкие пляски
Плач Ярославны

Жорж Бизе.
Опера "Кармен"
Увертюра
Метрополитен-опера. Дирижер Джеймс Левин 
Образ Кармен
Раскрывается не в арии, как это было принято, а в песне и танце. Этим композитор подчеркнул её связь с народом, артистичность, яркий темперамент. Кармен появляется на сцене с зажигательной Хабанерой, потом танцует Сегидилью, в таверне пляшет под аккомпанемент кастаньет. Постепенно образ Кармен драматизируется. В сцене гадания её трагические предчувствия раскрываются в монологе-ариозо. Сцена смерти Кармен проходит на фоне блестящего жизнерадостного марша, и именно это усиливает драматизм происходящего.

Хабанера


Сегидилья

Цыганская песня

Сцена гадания

Финальная сцена


Образ Хозе
Лирический  образ Хозе потивопоставлен  песенно-танцевальному образу Кармен.
Ария с цветком из 2 действия



Образ тореадора Эскамильо.
Блестящий торжественный марш-шествие, открывающий увертюру является характеристикой  тореадора .
Куплеты тореадора.




 Балет.
Балет -  (франц. – танец, пляска)- музыкально- хореографический спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства (декорации, костюмы)
Корни этого синтетического жанра уходят в глубочайшую древность: памятники культуры Египта, Греции, Индии.
Термин “БАЛЕТ” появился в 16 веке в Италии для обозначения танцевального эпизода в опере и лишь позднее Балет стал самостоятельным видом искусства.
Музыка балета создается на основе ЛИБРЕТТО. Танцевальные движения придумывает БАЛЕТМЕЙСТЕР (“мастер балета”)
Авторы балета – композитор и балетмейстер-  с помощью музыки и танца создают яркие портреты персонажей, отчетливо отражающие те или иные качества героев, их настроения, происходящие события.
Подобно тому как в опере есть арии, ансамбли и хоры, в балете есть сольные, ансамблевые и массовые танцы. КОРДЕБАЛЕТ – это танцевальный коллектив, исполняющий массовые танцы.

Классический танец строится на различных группах движений:
        приседания – ПЛИЕ
        прыжки
        вращения – ПИРУЭТ, ТУР, ФУЭТЭ
        положения корпуса – АТТИТЮД, АРАБЕСК…
Классический танец раскрывает возвышенный образ прекрасного человека , в котором красота его движений гармонирует с внутренней красотой его души.

ТАНЕЦ бывает :
-          медленный, лирический – АДАЖИО
-          быстрый , виртуозный – АЛЛЕГРО
-          ХАРАКТЕРНЫЙ – включает бытовые жесты, в которых раскрывается образ героя ( народные, восточные, испанские: “Щелкунчик” Арабский танец – Кофе…)
Высокие достижения в балетной музыке 19- 20 века связаны с именами русских композиторов:
П.И.Чайковского – “Лебединое озеро” “Спящая красавица” “Щелкунчик”
И.Ф. Стравинского – “ Весна священная” “Жар- птица” “ Петрушка”
С.С.Прокофьева – “Золушка” “Ромео и Джульетта

Общее·количество·просмотров·страницы